Т
Понедельник, 19 ноября 2007, 5:52

 

власти не справляются

 

Коса Чушка, длиной 17 километров — один из самых ценных в природном отношении участков Таманского полуострова. Южная часть косы, расположенная ниже поселка Чушка и порта Кавказ, а также обширная плавнево-островная зона, занимающая 3/4 длины косы со стороны Таманского залива, представляют собой заповедный край, являющийся убежищем для птиц и многих других видов животных. Не случайно вся территория косы Чушка, даже та, которая в сильной степени затронута хозяйственной деятельностью, входят в состав государственного природного заказника "Тамано-Запорожский" и ключевой орнитологической территории международного значения "Тамань". В период миграций здесь отмечается несколько сотен тысяч водоплавающих птиц, а зимой концентрируются до 50000 водоплавающих и околоводных птиц более чем сорока видов. Поэтому на косе Чушка разлив мазута нанес наиболее серьезный ущерб дикой природе, и особенно пострадали от него птицы.

Однако ликвидация последствий аварии идет на косе Чушка недопустимо медленно. Работы по очистке берега на косе ведутся только на участке берега между поселками Ильич и Порт-Кавказ. Здесь вдоль берега проходит асфальтовая дорога, и тяжелая строительная техника, привлеченная из строительных организаций Краснодарского края, может выезжать на берег моря. Перемешанные с мазутом растения сложены в кучи, их постепенно вывозят на самосвалах на временный полигон в поселок Сенной. Однако даже здесь, на легко доступном участке, транспорта явно не хватает, и мазут продолжает поступать в море из сложенных на берегу куч. Но особенно критическое положение сложилось в южной, наиболее ценной с природоохранной точки зрения части косы. Попасть туда непросто. Это закрытая зона. Шлагбаум, которым отгорожен от внешнего мира въезд в поселок Чушка, ставший местом размещения нефтяного терминала компании "СТЛ-Трейдинг" и химических портов компаний ОАО "Порт-Кавказ" и ООО "Югхимтерминал", надежно закрывает проход в южную часть косы для лишних свидетелей. Там же находится штаб по ликвидации катастрофы. Несмотря на режим чрезвычайной экологической ситуации, туда на глазах активистов Вахты на территорию порта охрана отказывалась пропускать иностранных специалистов из Международного фонда защиты животных (IFAW), приглашенных заместителем руководителя Росприроднадзора Олегом Митволем. Не пустили работать в южную часть Чушки и группу волонтеров, собранную Российским отделением Всемирного фонда дикой природы (WWF) и краевым обществом охотников и рыболовов для спасения птиц.

Тем не менее, активистам Экологической Вахты удалось осмотреть весь западный берег южной части косы, где открылась удручающая картина. Вдоль всего берега протянулась черная полоса шириной нескольких десятков метров и толщиной до полутора метров, состоящая из водорослей, пропитанных мазутом. Повсюду лужицы и пятна мазута, то и дело встречаются мертвые или облепленные мазутом птицы. Сотни птиц, уже неспособных летать, концентрируются на недоступных островках на косе или прячутся в камышах. При приближении человека они уплывают в море или лиманы.

Несмотря на то, что после крушения танкера прошла уже неделя, на этом участке никто даже не пытался ликвидировать загрязнение. Штаб по ликвидации катастрофы до сих пор не начал очистку этой части косы, расположенной от него всего лишь в полукилометре. Нефтепродукты из прибрежной зоны здесь продолжают поступать в море, каждый день все новые птицы продолжают пачкаться в них и погибать.

В тот же день была проверена информация о том, что мазутное загрязнение никто не ликвидирует на берегу Азовского моря на участке между мысами Ахиллеон и Пеклы. Было осмотрено побережье в районе поселка Приазовский. Здесь расположена прибрежная природная территория с уникальным ландшафтом — "Таманская Швейцария". Берег моря на этом участке также сильно загрязнен, но никакой работы по его очистке не ведется.

Итог обследования побережья показал, что власти сосредоточили свои усилия главным образом на двух участках побережья — на косе Тузла и части косы Чушка между поселком Ильич и портом Кавказ. Никаких работ по очистке не ведется между мысами Панагия и Тузла, на южной части косы Чушка и берегу Азовского моря между мысами Ахиллеон и Пеклы. Лежащий там на берегу мазут также ведет к гибели водоплавающих птиц. Кроме того, смытые с берегов растворенные нефтепродукты ведут к все более сильному загрязнению морской акватории.

В целом, численность людей, привлеченных к ликвидации последствий аварии, является совершенно недостаточной.

Таким образом, ситуация в Керченском проливе продолжает ухудшаться. Проведя нескольких демонстративных акций, региональные и федеральные власти не предпринимают исчерпывающих и комплексных мер по решению наиболее серьезных проблем по спасению побережья. В ликвидации экологической катастрофы, которая во многом случилась по их вине, они оказались далеко не так заинтересованы, как в привлечении инвестиций для строительства экологически опасных объектов и продвижении сочинской Олимпиады.

Чрезвычайно важно, чтобы в кратчайшие сроки эта ситуация изменилась и на ликвидацию последствий катастрофы были направлены силы и средства, адекватные ее масштабам.

Информация Экологической Вахты по Северному Кавказу

Дополнительная информация по телефону +7 8772 540 607.

Оставьте комментарий