Т
Среда, 22 августа 2007, 10:11

 

Азов повторит судьбу Арала?

 

А было же время, когда в 1966—1976 годах только один рыбколхоз «Труженик моря» ежегодно добывал по 60 тысяч центнеров осетровых рыб. В 1974-м рыболовецкая бригада, руководимая В.А.Синько, выполнила три пятилетние нормы. В ее ставные неводы попадали белуги весом более трех центнеров. Перевыполнение плана шло и за счет вылова рыбы, которую относят к «сорной» (хамса, бычок, тюлька, красноперка и пр.). Ее доставляли на приемные пункты на самосвалах.

Пролетело это время. Наступила пора увядания, загрязняться стали не только приазовские лиманы, но и река Кубань. А самому батюшке Азову пришлось и того хуже. С одной стороны, реки Кубань и Дон стали все меньше подавать ему пресной воды, с другой — сосед — Черное море подбросило ему столько своей воды, что уже в 1976 году в районе Темрюка она достигла 16 промилле (Черноморская — 18,2 промилле). В водах появился рапан — прожорливый моллюск, поедающий рыбью икру. А черноморская медуза пожирала ежегодно около 10 процентов планктонного корма.

Тогда слова попросили ученые. В целях опреснения Азовского моря они предложили перебросить в него воды из Северной Двины и Онеги через Волгу. Как некогда северные воды в Арал. Но дотошные финансисты подсчитали, что благая задумка обойдется социалистической Родине в два миллиарда рублей. Дорого!

Поступил новый проект: перегородить Керченский пролив дамбой с регулирующим гидроузлом. С таманского берега воздвигнуть глухую плотину из песка и камня длиной 2630 метров, а с Керченского полуострова, который имеет высокий берег, протянуть бетонную водопропускающую плотину (1700 м) с пирсом и шлюзом. Посредством нажатия кнопки можно было бы успешно регулировать водообмен между морями. А во время хода хамсы еще проще — перегородить сетями донные отверстия — и она сама туда пойдет. Сколько нужно, столько и лови. И не надо никакого сейнерного флота с хамсовыми многометровыми неводами. Но… Страны Причерноморья, в первую очередь Турция, возмутились: дескать, Азовское море — колыбель хамсовых, оно и создано природой, чтобы в нем нерестилось их маточное поголовье и выводилось потомство.

На северной окраине Темрюка в 1967 году был построен осетровый рыбоводный завод. В 1975 году из него было выпущено в море более 7 миллионов штук севрюжьей и осетровой молоди. Здорово! Это был вклад одного только крошечного завода. Но это — капля в море. Вот если бы и соседи, живущие по берегам Азовского моря, последовали примеру темрюкских рыбоводов! Воспроизводителей промыслового севрюжье-осетрового стада было бы намного больше.

Вот так обстоит дело с азовской рыбой. Обидно. …Недавно, когда я возвращался порожняком с рыбалки, одна бабуся, ей-богу с иронией, попросила меня продать ей парочку рыбешек на ушицу. Но тут же со вздохом проговорила: и куда это запропастились и линь, и шемая, и угорь?

Я бы сказал, да постеснялся…

Я. Снегур. Пенсионер, ветеран войны. г. Темрюк, ул. Таманская, 56б, кв. 31.

Оставьте комментарий