Т
Вторник, 11 сентября 2007, 2:03

 

В Тамани жить, верно служить …

 

Восьмого сентября 2007 года Тамань, а вместе с ней и вся казачья Кубань праздновали 215-летие высадки черноморских казаков на Таманский полуостров. Более двух тысяч казаков из восьми отделов Кубанского казачьего войска, из Запорожья и Симферополя, из Ростова и с Камчатки прибыли на праздничную церемонию. Из США прилетела делегация Кубанского казачьего войска за рубежом во главе с атаманом А. М. Певневым. Словно сама история сквозь пелену двух веков явила старину, когда по тихим таманским улочкам строем пошли казачьи отделы. Словно присягу прадедам-черноморцам давали бравые казаки, шелестя развернутыми знаменами, звеня медалями, сияя звездами на погонах.

«Пошли, пошли нам, Господи, шо было в старину»

Данью уважения к казачьим традициям стало начало торжеств. В восемь часов утра ударили колокола с колокольни храма Покрова Пресвятой Богородицы. Как это было и сто, и двести лет назад, праздник начался с Божественной литургии. Казаки по отделам, шапки долой, стояли на церковной площади — богослужение транслировалось на площадь. Торжественную литургию служил викарий Екатеринодарской и Кубанской епархии, епископ Ейский Тихон. Сколько богослужений слышали стены старинного Свято-Покровского храма, сколько умиленных слез видели, сколько ног прошло по этим ступеням! Казаки сами еще в землянках жили, а храм построили с античными колоннами. Долгое время это была единственная церковь в Черномории, она выстояла — и когда храмы взрывали безбожники, и когда их рушили вражеские бомбы.

Вот как описывает богослужение в этом храме по случаю открытия памятника казакам-переселенцам в 1911 году в Тамани В. Лихоносов в романе «Наш маленький Париж». «Они шли в Покровскую церковь, где уже выставили дары запорожцев: ковчег серебряный, чашу, крест и святое Евангелие в большой лист, в серебряной оправе… Евангелие подарил церкви Антон Головатый, имя которого приберет себе людскою молвой тот бронзовый запорожец, с которого еще не стянули белое покрывало… Тьма народа стояла и в церковной ограде, и на песках…».

Маловероятно, чтобы кто-то из кубанцев никогда не бывал в Тамани, но скажу, что у того «запорожца» сегодня фотографируются казаки и нынешние запорожцы. А те регалии Кубанского казачьего войска, вывезенные атаманом Науменко в Турцию, побывавшие под небом Греции и Сербии, волею судеб занесенные за океан в Америку и в этом году вернувшиеся на Кубань, опять увидели таманскую землю. Их торжественно на десяти красного бархата подушках несли казаки по набережной Ушакова во время праздничной церемонии. «…Сколько казачьих рук прикасалось к ним и где те руки? Сколько казачьих атаманов шло за ними… на парадах и на встречах важных особ и где те атаманы? Цари склоняли головы к ним и где те цари? Из рода в род освящают регалии славу казачью…» Вот так в году 2007-м в Тамани встретились три века.

«Вспоминай дни древние и ищи в них поучения»

В 1774 году река Кубань была объявлена русской границей на Кавказе. Опасаясь новой войны с турками, царское правительство обратилось к запорожцам с призывом послужить на новом месте. В высочайшей грамоте, подписанной 30 июня 1792 года, войску Черноморскому в вечное владение пожалован «остров Фанагория со всей землею, лежащей на правой стороне р. Кубани, от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны р. Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границей войсковой земли». К переселению казаки готовились основательно. На Кубань была послана экспедиция Мокия Гулика, дабы обследовать место предполагаемого поселения. В отчете войсковому правительству Гулик писал: «…земля так способна, что для поселения, хлебопашества, скотоводства, сенокосов, рыбной ловли и к прочему лучшей быть не может. Да и лесов над Кубанью много и воды добрые…»

16 августа из Очаковского лимана к берегам Тамани двинулась эскадра. 25 августа флотилия под командованием Саввы Белого благополучно достигла Тамани. Высадившись на берег, казаки распевали песню, сочиненную судьей Черноморского казачьего войска Антоном Головатым.

  • За здоровье ж мы Царици
  • Помолимось Богу,
  • Що вона нам указала
  • На Тамань дорогу.

Сколько казаков прибыло на Тамань тогда, трудно установить, есть единственный документ — первый рапорт с Тамани, где упоминается 3247 человек.

Вот как описывает прибытие казаков на Тамань русский историк Владимир Соловьев: «В жаркий день 25 августа 1792 года часовой, ходивший по валу фанагорийской крепости, заметил в мареве моря со стороны обрывистых берегов Крыма множество парусов. Время было тревожным, ибо Османская империя, как в те дни называли Турцию, постоянно грозила высадкой десантов в Крыму и Тамани. Поэтому часовой вызвал свистком караульного начальника, который, взбежав на вал, тут же бросился докладывать о неизвестных кораблях местному коменданту…»

Если уж листать историю дальше, то нужно добавить, что тем же временем кошевой атаман Захарий Чепега, сменивший погибшего Савву Белого, шел с тремя конными и двумя пешими пятисотенными полками, семейными казаками и войсковым обозом сухим путем. Обойдя Азовское море, к границам Кубани он прибыл осенью 1792 года… Чепега выбрал место для войскового града Екатеринодара близ Архангельского редута, заложенного еще Суворовым в 1779 году. Здесь и началась постройка крепости по образцу запорожского коша в виде четырехугольника. Переселение основной массы войска (около 25 тысяч человек) состоялось в 1792—1793 годах. На новых землях бывшие запорожцы основали 40 куреней.

Так на месте Боспорского царства и Хазарского каганата, на территории Тмутараканского княжества и Крымского ханства возникло Черноморское казачье войско, обладающее собственной земельной территорией и правами, сложившимися исторически в порядке казачьих обычаев.

«Слава Богу, мы на Кубани!»

Накануне торжеств на имя главы Таманской администрации Г.Г. Майкова пришло письмо из Парижа. Государственное телевидение Франции предлагало снять передачу о Тамани. «Самый уважаемый и популярный канал хотел бы рассказать о жизни людей на таманской земле, познакомить телезрителей с таманским казачеством, о нем очень мало знают во Франции», — говорится в письме. Предложение французов было принято, их телевизионщики работали на празднике, стараясь ничего не пропустить — ни выхода «императрицы» в парадном платье и короне, ни выступления губернатора, ни колоритных запорожцев в шароварах, ни казаков, потягивающих фанагорийское и притопывающих в такт разудалой песне.

«Ничего удивительного, что миру интересно узнать о месте и городе, которому в будущем году исполнится 2600 лет, — рассказал Г.Г.Майков. — Тамань славна тем, что когда-то здесь прошел апостол Андрей Первозванный, как раз по «Бычьему броду» — нынешняя коса Тузла. Раскопки города Гермонасса — Тмутаракани демонстрируют культурный слой, который достигает 12—14 метров. В нашем городе развивалась эллинская культура. С 1792 года Тамань стала столицей Черномории у переселившихся сюда запорожских казаков. Город Тамань — обладатель первого на Кубани геральдического знака — герба, который собственноручно утвердил император Николай I. Наконец, Тамань является официальным членом Союза исторических городов и регионов России, издает свою газету и внесена в Золотое кольцо России».

Что касается подготовки к празднику, то поселок усилиями коммунальных служб всего района и самих жителей чистили и обновляли, как хороший матрос — палубу своего корабля. Это особенно отмечали гости.

На площади у Свято-Покровского храма подхожу к группе казаков под «жовто-блакитным» флагом — Херсонская область, Запорожье, Водинский курень, Энергодарский, Белозерский. «Смотрим и завидуем, — говорит атаман генерал-есаул В.Г. Величко. — Как кубанские власти подняли значение казачества! Как правильно понимают, что казачество крепится на славной вере! Приняли нас, соседей с другого берега моря, очень хорошо. Мы с таманцами не раз встречались, вот и теперь ждем их с ответным визитом. Тамань не узнать! Но радуемся не столько новым витринам и блеску, сколько бережному отношению к «старовине».

В.Д. Алферов, первый товарищ атамана Крымского казачьего союза, казачий генерал: «Крымскому союзу — 15 лет, он самый «многонациональный», в него входят и кубанские казаки, и терские, и яицкие — все, кого в 1944-м переселяли в Крым. Нам без государственной поддержки приходится непросто, авторитет зарабатываем личным примером. И наше слово сегодня у населения Крыма весомо, казаки и за милицию, и за власть. По примеру кубанского казачества готовим смену из молодежи. Восемь лет назад начали проводить ежегодный Международный фестиваль «Казачьи забавы» по примеру «Зарницы». На Кубань же приезжаем как на прародину, радуемся за своих собратьев. Ступили вчера на таманскую землю: «Слава Богу, мы на Кубани!»

В.А. Коновалов, казачий полковник, атаман Екатеринодарского отдела Кубанского казачьего войска, депутат ЗСК: «Мало говорить о казачестве, традициях. Надо открывать казачьи классы, есть они — строить казачьи корпуса, создавать систему казачьего воспитания. Сегодня есть кому возрадоваться силе и мощи казачьего строя, казачьего духа, есть кому помнить о героях-казаках, но надо, чтобы и завтра жила казачья слава, чтобы сегодняшние мальчишки-призывники знали, что их прапрадед-казак один брал в плен пять турок, да еще и сам их конвоировал. Непобедимый народ!»

Ф.О. Савченко, советник атамана Камчатского казачьего войска, преодолел тысячи километров, чтобы вместе с братьями — казаками-таманцами разделить их радость. «Солнце у нас встает гораздо раньше, — сказал он, — но у нас одно солнце и нет казака-кубанца или казака-москвича, или казака-камчадала. Мы — один народ, нет уз святее товарищества. Когда-то казаки оказали неоценимую услугу Отечеству, сорвались с насиженных мест, подвергли семьи испытаниям. То же и сегодня. Что нас объединяет? Память о предках, единая вера и вера в свое предназначение».

«Жалую в вечное владение…»

После торжественной литургии казаки строем проходят к скверу имени Антона Головатого. Прославленный казак встречает их, склоняя бронзовую голову, у выхода на набережную Ушакова. У памятника каждые 20 минут сменяется почетный караул казаков Кубанского казачьего войска. Один из бравых казаков, печатающих шаг у казачьей святыни, — вахмистр Владимир Чепинога. Жива, жива старина даже в фамилиях!

Тем временем на площади все готово к праздничной церемонии «встречи казаков-переселенцев»: сияет трубами Кубанский духовой оркестр, развеваются флаги с символикой партии «Единая Россия» в руках молодежи. На импровизированную трибуну поднимаются высокие гости — губернатор Кубани А.Н. Ткачев, вице-губернаторы Г.Д. Золина, Н.А. Долуда, мэр Краснодара В.Л. Евланов, атаман ККВ В.П. Громов, руководитель департамента культуры Н.Г. Пугачева, руководитель Федерального управления по надзору в сфере массовых коммуникаций Б.А. Боярский, глава Темрюкского района С.А. Зайцев. Десять казаков выстраиваются, держа регалии Кубанского казачьего войска. Под звуки марша на площадь вступают казачьи подразделения, выстроенные по историческим отделам: Баталпашинский, Ейский, Екатеринодарский, Кавказский, Лабинский, Майкопский, Таманский, Черноморский. Каждый отдел идет под своим историческим знаменем.

На площади, продуваемой морским ветерком, разворачивается театрализованное представление. И вот уже не XXI век на дворе, а июнь 1792 года, и мы не на славном таманском берегу, а в столице государства Российского Санкт-Петербурге. На импровизированную сцену выходит сама императрица Екатерина Вторая со свитой фрейлин. В роли государыни — народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко в роскошном царском платье нежно-василькового цвета, усыпанном стразами, каменьями, отделанном кружевами, с лентой через плечо и царской короной на голове. И наряд царицы, и корона выполнены по музейным образцам краснодарским модельером Натальей Борисенко. Навстречу царице в сопровождении церемониймейстера — войсковой судья Черноморского войска полковник и кавалер Антон Головатый (в роли исторического лица — народный артист России Анатолий Горгуль): «Уважь, мамо, просьбу казаков твоих верных, подари нам земли таманские с окрестностями… а мы будем крепко стоять на страже рубежей наших и оберегать землю Российскую от неприятеля».

Екатерина Вторая со словами «Любы мне казаки черноморские» зачитывает жалованную грамоту: «Мы, желая воздать по заслугам… жалуем в вечное владение…». Головатый принимает царскую грамоту, а зрители уже не отрывают глаз от моря, где появляются казачьи чайки («в роли» чаек — шлюпки, а на веслах в казачьих костюмах юнги из морской академии г. Новороссийска, юные моряки из Ейска и Славянска-на-Кубани. Позднее здесь же они будут участвовать в губернаторской гонке на шлюпках под парусом. — Прим. авт.)

Флотилия правит к берегу, на суднах «палят пушки». Казаки высаживаются на берег, целуют землю, осеняют себя крестным знамением. Затем устраивают привал. Навстречу им по берегу движутся пешие казаки, на повозках домашний скарб, хозяйство, походная церковь. Братья-казаки встречаются, вспоминают, как вместе били турка, тут же выясняется, что «нас, козакив молодых, багато, а нэвист нэма — хоть запалысь». «Нэвисты» находятся у «соседей», и шумит свадьба в исполнении ансамбля «Казачья вольница». На сцену поднимается Государственный кубанский казачий хор. Мелодия казачьего гимна «Ты, Кубань, ты наша Родина» несется над Таманью, над морем, может, и в Крыму слышно.

Если бы встали прадеды…

— Нам бы сегодня не было стыдно перед нашими прадедами, — сказал губернатор Кубани Александр Ткачев, выступая на праздновании 215-летия высадки казаков на таманской земле. — Всего каких-то две сотни лет назад здесь был пустынный берег. А сегодня таманскую землю укрывают хлебные нивы, сады и виноградники. Но без прошлого нет настоящего, поэтому в центре кубанской столицы воссоздан старинный собор Александра Невского, благодаря ответным усилиям и доброй воле казаков Кубанского казачьего войска за рубежом, позиции российского Гохрана вернулись казачьи регалии, проделав обратный путь домой, на родную землю. С памятью о героической истории казачества мы строим будущую Кубань и сделаем все, чтобы она стала самым процветающим регионом России.

— Сегодня у нас есть повод не только для радости, но и для серьезных раздумий, — подчеркнул, выступая на празднике, атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов. — Надо понимать, что без веры нет казачества. Это позволит решить проблемы демографии, культуры, воспитания. Вера — это совесть, сознание долга. Всем нам надо осознать и возгордиться благородной задачей — сделать все, чтобы Кубань становилась краше и богаче. Нам тут быть, нам тут жить!

Глава Темрюкского района Сергей Зайцев приветствовал братьев-казаков на уникальной и благодатной таманской земле, древней и вечно юной. Тамань переживает новый подъем: строятся порты и закладываются виноградники, осваиваются туристические маршруты и развиваются курорты. Глава поблагодарил губернатора за внимание к проблемам района и пригласил гостей и участников праздника приезжать на Тамань лечиться… вином.

После торжественного церемониала праздник зашумел с новой силой.

В сквере имени Антона Головатого зазывали в гости курени, там ждали не только накрытые столы «с горилкою та кубанским борщом со сметаной и пампушками». Курени являли собой полную имитацию казачьей хаты с глечиками и ухватами, плетнями и кабыцями. Борщ особенно хорошо шел под казачьи песни.

В сквере имени Лермонтова развернулись «Кубань мастеровая», «Кубань спортивная» и передвижная выставка Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Д.Фелицына. А впереди были конноспортивный праздник, концерты детских коллективов Кубанского казачьего войска, мастеров искусств Кубани и праздничный фейерверк.

Да, встали бы прадеды, вот бы удивились!

Любовь Чуцкова

Оставьте комментарий