H

Hi-Tech

Раздел

Вторник, 18 Март 2008, 4:58

Тамань — 2008

11 ноября 2007г. в Керченском проливе, между Черным и Азовским морями произошло кораблекрушение. Танкер "Волгонефть-139" раскололся надвое во время шторма, загрязнив море более чем двумя тысячами тонн мазута. Три судна, груженные серой, также затонули во время шторма с грузом около 7 тысяч тонн. В результате нанесен огромный ущерб экосистемам Керченского пролива, и в целом Черного и Азовского морей, а также побережью Таманского полуострова, погибло более тридцати тысяч птиц и поражено загрязнением много рыбы и других морских организмов. Очень сильно пострадали особо охраняемые природные территории, примыкающие к Керченскому проливу.

Есть все основания опасаться, что федеральные и краевые власти операцию по ликвидации последствий катастрофы "завершили", и ответственность по очистке берега постараются переложить на сельские поселения. Для бюджета района и сельских поселений эта задача непосильна. Угроза того, что операция по ликвидации последствий катастрофы будет спущена до уровня, не позволяющего их реально ликвидировать, весьма реальна. Спасти положение может только активная гражданская позиция общественных экологических, правозащитных организаций и СМИ разного уровня. Только общественный контроль способен заставить власть устранить до конца последствия катастрофы, сделать выводы и создать систему сдерживания, чтобы предотвратить впредь подобные трагедии.

Краевая общественная организация независимых журналистов «Голос Кубани» объявила о начале реализации нового проекта «Социально-экологическая инициатива «Тамань-2008». Проект поддержан целым рядом некоммерческих организаций, независимых средств массовой информации. 1-2 марта в п. Тамань состоялась презентация проекта. Публикуя отчет о прошедшем мероприятии, редакция «Новой газеты Кубани» надеется привлечь внимание жителей Кубани к этой важной проблеме. Приглашаем к обсуждению темы на сайте http://pressa.kuban.info/articles/ngk/ Координатор проекта «Социально-экологическая инициатива «Тамань-2008» Илья Ташматов.

Проект предусматривает создание постоянно действующей экологической экспедиции «Тамань-2008» из числа экологов, журналистов, школьников, студентов, волонтеров, научных сотрудников, которая будет осуществлять ежедневный мониторинг экологии Таманского полуострова. Результаты мониторинга мы намерены широко публиковать в электронных и печатных СМИ России и Краснодарского края. В рамках реализации проекта осенью 2008 года планируем провести на Тамани научно-практическую конференцию на тему «Влияние техногенной катастрофы на  будущее Тамани» с привлечением экологических организаций, видных российских ученых.

Одна из первостепенных задач, которую мы ставим перед собой – оказание информационной поддержки жителям Таманского полуострова, попавшим в зону бедствия. Совершенно очевидно, что тех мер, которые предпринимает сегодня администрация Темрюкского района по ликвидации последствий аварии, явно недостаточно. Нужна специальная государственная программа, целевое бюджетное финансирование и строгий контроль за ходом работ по ликвидации катастрофы. На 11 марта намечено проведение  в Москве правительственной комиссии по вопросам ликвидации последствий аварии на Тамани. Кубань будет представлять заместитель главы администрации Краснодарского края  Александр Иванов. Надеюсь, что наша публикация не пройдет незамеченной и будет еще одним аргументом  при разговоре Александра Юрьевича с членами правительства.

Рассчитывать на то, что власть самостоятельно справится с этой тяжелейшей проблемой, нельзя. Вопрос этот касается не только жителей Тамани, но и всех кубанцев, россиян. А потому наваливаться на нее нужно всем миром, но только так, чтобы не получилась куча-мала. Последние публикации в федеральной прессе по Тамани в основном сосредоточены вокруг проблемы вредного воздействия катастрофы на экологию региона, и совершенно не затрагивают социальных проблем населения, живущего здесь. Наш проект должен стать своеобразным рупором населения Тамани, площадкой, на которой местные жители смогут общаться с представителями всех ветвей власти, заявлять свою позицию по вопросам развития территории. Иногда те, кто находится рядом, лучше слышат друг друга на расстоянии. Наш проект рассчитан на людей с активной гражданской позицией, на представителей  власти, которые на деле защищают  интересы населения.  Его  конечная цель —  добиться  минимизации последствий катастрофы на природу Таманского полуострова,  защитить его население и культурное наследие от технократического бума на полуострове.

Виталий Дубровин: Народ к нам едет не «пиндитный».

(Интервью с  заместителем главы Темрюкского района по вопросам экологии и курортного дела)
Корр: Виталий Владимирович, осуществляется ли государственный контроль за ходом работ по ликвидации последствий экологической катастрофы, произошедшей на Таманском полуострове осенью прошлого года?

В. Дубровин: Можно сказать, что район находится под пристальным государевым оком. Аварийно-спасательные работы были завершены 21 декабря, в настоящее время проводятся аварийно-восстановительные работы. Было принято специальное Постановление Правительства РФ № 810, в соответствии с которым организуется вся работа. После кораблекрушения в Таманском заливе район не покидают представители Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, ГО и ЧС, департамента биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края. Раз в 2 недели в прокуратуре края проводятся совещания по состоянию экологии на Тамани. По постановлению губернатора Кубани в п. Тамань создан  филиал «Кубаньспаса», в штате которого работает сегодня  87 специалистов, в основном местные жители. Из них создано 4 аварийно-спасательные бригады с местом дислокации в  п. Кучугуры, ст. Запорожская, п. Ильич и г. Темрюке. За отрядом закреплена техника: КамАЗ, 2 автомашины ПАЗ и УАЗ. На ликвидации последствий аавриии задействованы людские ресурсы и техника местного ДРСУ: 4 самосвала, грейдер, 2 погрузчика, бульдозер, закуплено 10 000 штук мешков для сбора мазутосодержащих выбросов. Производительность труда выросла после внедрения рацпредложения, сбора мазута на берегу с помощью волокуш. До этого собирали в мешки мазут вручную. На косе Чушка, пострадавшей больше всего, за это время было собрано 2320 мешков грунта, 4000 мешков в районе п. Ильич. Часть мешков, правда, унесло штормом в море. Пришлось их разыскивать в прибрежных водах с помощью щупов. За день при благоприятной погоде удается  собрать 1 КамАЗ замазученного грунта с водорослями. С наступлением тепла, после того как в заливе сошел лед, сбор мазута с водной глади продолжился. Но нужно сказать, что море самоочищается. Часть мазута осела на дно, большую  часть отнесло к украинскому берегу. Когда море прогреется до плюс 16 градусов и будет видна реальная картина на водной поверхности, наверняка придется корректировать планы работы.

Корр: Свалка «Сириус», предназначенная для очистки бытовых стоков, расположена через дорогу от  археологического памятника федерального значения «Городище Фанагория и некрополь»,  где каждое лето работает масштабная  экспедиция института археологии РАН, и куда приезжают на практику сотни студентов российских и кубанских вузов, иностранные ученые. Ежегодно это место посещают тысячи туристов, журналистов со всего мира, в том числе и известных телекомпаний.  В день нашего приезда на городище явственно ощущался запах нефти. Так вот эта свалка «Сириус» оказалась заваленной огромными горами собранного замазученного грунта. В последние месяцы она перестала выполнять свое прямое назначение, что является дополнительной угрозой для экологии полуострова. Получается, что в непосредственной близости от берега моря и памятника археологии рукотворно создан еще один очаг экологического неблагополучия. С наступлением теплых дней весь этот мазут растает и поплывет снова в море.  Пары свалки на многие километры будут отравлять воздух зловонными ядовитыми миазмами. Намерена ли администрация Темрюкского района принимать безотлагательные меры по приведению свалки в нормальное состояние, и не случится ли так, что на Тамани появится  еще один «могильник» эпохи социально безответственного капитализма? 

В. Дубровин: Свалка действительно перегружена. Случилось это в первые дни после аварии, когда нужно было куда-то срочно вывозить собранный мазут. Сейчас рассматриваются разные варианты использования собранного грунта. Асфальто-бетонные заводы пытались использовать его как сырье для производства асфальта, однако имеющиеся технологические линии забиваются крупными фракциями. Надеемся на помощь предприятий, которые готовы поучаствовать в переработке собранных мазутосодержащих отходов. Лицензия свалки «Сириус» в поселке Сенной истекла, и сейчас стоит вопрос лицензирования этого предприятия. В настоящее время собранный мазут вывозят уже  на гору Горелую.

Корр:  Кто финансирует работы по ликвидации последствий аварии и достаточно ли сегодня у вас средств для эффективного ведения работ?

В. Дубровин: Насколько мне известно, на эти цели из федерального бюджета на счет администрации Краснодарского края поступило 4 990 000 рублей. Из них 4,5 миллиона уже потрачены. Из бюджета Темрюкского района было выделено на ликвидацию последствий стихии 1,5 миллиона рублей на ремонт сорванных ветром крыш в школах, домах. Деньги районная  администрация брала в кредит, кредит уже вернули. В первые дни после аварии помощь району оказывали  предприятия Анапского, Славянского, других районов края. Расчет за проделанную работу с ними произведен по факту выполненных объемов. В настоящее время идет планомерная спокойная работа, и все необходимое для нее в районе есть.

Корр: С каким чувством встречаете вы предстоящий курортный сезон и нет ли опасения, что район не дополучит нынче запланированных от курортной сферы налогов?

В. Дубровин: Администрация Темрюкского района встречает грядущее лето с оптимизмом. В прошлом году у нас отдохнуло 321 000 человек. В этом году мы ожидаем увеличения числа гостей до 350 000 человек. Думаю, что случившаяся авария наш контингент не испугает. Народ к нам едет в основном не «пиндитный»*.

После разговора с зам. главы района Дубровиным, по его инициативе, группа журналистов в  сопровождении работника районной администрации отправилась в порт Кавказ, чтобы воочию убедиться, как идут работы по очистке порта. Простояв перед КПП при въезде в порт под проливным дождем 1,5 часа, журналисты вынуждены были повернуть обратно, охрана не пропустила пишущую братию даже по просьбе работника администрации. Зато местные жители, часть из которых по случаю выборов возвращалась с избирательных участков, много и охотно рассказывали о своих многочисленных проблемах. Люди стали настоящими заложниками порта. Но это отдельная тема, к которой мы намерены вернуться в рамках социально-экологической инициативы. В этот день, по слухам, среди собранного мазута был обнаружен труп моряка с одного из потерпевших кораблекрушение судов, и этот факт еще раз заставил пережить чушан страх недавней трагедии.

В течение 2 дней проходила презентация проекта социально-экологическая инициатива «Тамань-2008», в ходе которых было много интересных встреч, высказываний мнений.

«МЫ НЕ ПРОТИВНИКИ ПРОГРЕССА. ОДНАКО НИ ВЛАСТЬ, НИ БИЗНЕС МНЕНИЕ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ!»
   
Вадим Новопашин, председатель комитета по экологии Темрюкского городского Совета депутатов:
— Одной из основных проблем Темрюкского района считаю кадровую чехарду. За 2,5 года у нас в районе сменилось 4 главы. Это не может не влиять на социально-экономическое развитие города и района. Темрюк не вошел в шестерку курортных территорий, которые будут получать финансовую поддержку на развитие инфраструктуры из краевого бюджета. Ейск, Благовещенская сумели вовремя оформить необходимые документы, правильно подать заявки, а мы – нет. В результате оказались в нефтяном болоте. Примерно 30 лет назад вопрос о добыче нефти на Азовском шельфе уже возникал. Тогдашние руководители района Салошенко, Куимжиев убедили краевую власть в том, что добывать нефть в Азовском море не только неэффективно, но и чревато экологическими катастрофами. В экспериментальном режиме в нашем районе были пробурены на дне моря несколько разведывательных газовых скважин. На них произошло 2 аварии в 1982 году и в 1989 году. Газовый факел на буровой установке в море пылал 2 недели. Нефтяной 15-километровый шлейф в море шириной 70 метров нанес урон экологии, погибло около 2000 дельфинов «азовка». На каждом квадратном метре моря у берегов Таманского полуострова плавало тогда 3-4 мертвых рыбки. К счастью, обе аварии удалось быстро локализовать, но местные жители хорошо помнят пережитый страх. То было при социализме, тогдашний глава края сказал: «Давайте забудем об Азовской нефти, а будем думать о безопасности людей и природы. При нынешнем капитализме инвесторы и власть не прислушиваются к мнению ученых. Между прочим, в те годы Геленджикский институт «Южморгео» проводил серьезные исследования на предмет добычи нефти на Азове. Но с результатами исследований официально нас никто не знакомил, разговоры ходили всякие. У населения нашего района тревога по поводу того, что в Голубицком рыбхозе за 6 месяцев умерло 3 бригадира, говорят, что от рака. Среди молодежи района участились в последние годы заболевания рака щитовидной железы. Кто-то должен рассеять эту тревогу?!

Валерий Черноморцев :
— Районная медицина находится в плачевном состоянии. Бывшие главы Васильев и Ермоленко не уделяли ей должного внимания. В инфекционное отделение районной больницы страшно заходить, требуется срочный капитальный ремонт. Но самой главной проблемой районного здравоохранения остается нехватка специалистов.

Алла Никанорова, председатель комитета по законности районного Совета депутатов, сопредседатель общественной организации «За спасение Тамани»:
— В последнее время из фонда социально-экономического развития района врачам районной больницы стали оплачивать съемное жилье. Таким образом мы надеемся закрепить медицинские кадры. Внешнюю среду Таманского полуострова загрязняют порты, буровые установки, а медицина продолжает оставаться на прежнем уровне.

Валерий Черноморцев :
— Мне кажется, что жители Темрюкского района только теперь начинают ощущать на своем здоровье последствия кампании «Миллион тонн кубанского риса». Естественный водный  баланс лиманов Ахтанизовский, Курчанский нарушен, концентрация пестицидов в них превышает допустимые нормы. И вообще, если нанести на карту Таманского полуострова объекты с вредным воздействием на природу, получится кольцо: с запада порт и нефтяные вышки, с востока – нефтяные вышки. Техногенная нагрузка на Таманский полуостров возрастает, но генерального плана развития порта до сих пор нет. Сегодня в нашем порту открытым способом разгружают углеводородное сырье, удобрения, бытовую химию. Один из работников администрации после «экскурсии» в порт полтора месяца пролежал на больничной койке с тяжелым химическим отравлением. Наш порт Кавказ превратился в закрытую зону. Внутри порта оказались городские очистные сооружения. Наши депутаты недавно попытались туда попасть, но их в порт не пустили. До недавнего времени мы ругали Махлая – собственника другого порта Тамань в поселке Волна. Теперь вспоминаем его. Когда Махлай пришел на Тамань со своим проектом, он сразу же заявил о том, что с каждой тонны переваленного через порт груза готов платить городу один доллар, и один доллар —  краю, подарил городу 2 автобуса. Новые инвесторы — «Таманьнефтегаз» — фирма со стопроцентным иностранным капиталом — успели разбить наши дороги большегрузным транспортом. Что получит город и район от этого экологически опасного объекта, мы так до сих пор не услышали. Перед тем как начинать строить объект они обязаны были провести общественные слушания.

Виктор Куприянов:
— У нас заповедная зона нерестилища ценных пород рыб, 250 километров песчаных пляжей, в Темрюкском районе производится 60% российских натуральных вин. И такое сокровище решено уничтожить в угоду каким-то капиталистам. Впечатление такое, что власть забыла, что на этой территории живут люди, и с их интересами инвесторы обязаны считаться. На общественных слушаниях заместитель главы сельского поселения Людэ во всеуслышание  заявил: «Да вы не знаете, что у нас за люди, они у нас нахлебники». Мы собрали 2059 подписей под обращением к президенту РФ, в котором требуем проведения в Темрюке референдума, на котором местное население должно определить, в каком направлении будет развиваться наш район: как техногенная площадка с условиями, несовместимыми для жизни и здоровья населения, или гармоничным исторически сложившимся развитием хозяйства. Уже сегодня в зоне возможного бурения предельно допустимые нормы по углеводородам, ртути, фенолам, медью, никелем, пестицидами превышены. Мне непонятна роль казачества, которое практически самоустранилось от решения этих жизненно важных проблем района. Вызывает удивление и молчание по этому поводу и местной прессы. Тех, кто против хаотичной застройки Тамани сомнительными объектами, власть называет политиканами, мол, это вы перед выборами пиаром занимаетесь! Глупость несусветная! Людей лишают прав, данных им по рождению, дышать и жить в том месте, где жили их предки. От руководителя районного отделения общества охотников и рыболовов мы узнали о том, что с 1 марта до конца мая на водоемах района нельзя рыбачить даже с удочкой, выдачу билетов запретили.  Мы так считаем, что создали еще одну кормушку для рыбинспекторов. А не является ли этот запрет хитростью, чтобы наши люди поменьше шастали возле моря, чтобы по-тихому ставить нефтяные вышки? Наши старики не верят, что рыбалку с удочкой запретили, говорят: «Ты, Михалыч, брэшэшь!». Для них, выросших с удочкой на берегу моря, этот запрет – посягательство на образ жизни, на право быть самими собой. Нельзя нас записывать в противники прогресса. Мы понимаем, что времена меняются. Но движение по дороге развития должно идти в двух направлениях. Развитие промышленных объектов на полуострове должно идти параллельно с развитием территории, с населением района бизнес должен выстраивать диалог. 18 февраля состоялась сессия Совета депутатов Темрюкского городского поселения муниципального образования Темрюкский район, на которой было принято обращение к Президенту. Подписали его все без исключения  депутаты Горсовета и часть депутатов районного Совета, 2059 жителей района. По нашему мнению, клубок накопившихся на Тамани проблем может разрубить только одно – признание Таманского полуострова особо охраняемой территорией.

Сергей Иванович Обидо, член бюро районного Совета ветеранов:
— Треть населения Тамани — пенсионеры, пенсии которых не превышают 1250 рублей.  В совхозе «Таманский» работа всегда была сезонная, в зимние месяцы зарплата резко понижалась, а ведь для расчета пенсии берут среднюю цифру за определенный период. Зато стоимость коммунальных услуг в районе – высокая. За воду, которая вытекает из прохудившихся водопроводов, платят потребители. Дело дошло до того, что за собственный счет граждане вынуждены тянуть к своим домам новые трубы уличного водопровода. Довольно много семей носят воду ведрами. А недавно перезаключали с нами договора на потребление воды и люди увидели, что уже подписывает их не «Таманский водовод», а Сочинский. Что стоит за этой рокировкой, нам никто не сообщил. На ближайшем пленуме Совета ветеранов будем обсуждать вопрос, как нашим пенсионерам, получающим минимальную пенсию, выживать, если плата на услуги ЖКХ больше их пенсии? По словам главы г. Темрюка, на ремонт водопровода требуется 1 600 000 рублей. Но где ж их взять? Абонентская плата за стационарный телефон составляет у нас в районе 190 рублей. Обещали ввести повременную оплату, но до сих пор не ввели. По этой причине многие пенсионеры начали отказываться от телефонов. Если раньше хоть что-то зарабатывали за сезон на отдыхающих, то теперь загадили нам весь берег мазутом, кто к нам поедет?

Виктор Кравченко:
— Таманский полуостров отдает в качестве налогов в федеральный бюджет миллиарды рублей. А что остается городу, району? Кто нас спрашивал, хотим ли мы эти объекты видеть на своей территории? Дороги разбиты большегрузной строительной техникой инвесторов, нагрузка на электросети, инженерную инфраструктуру выросла в разы, а пользу району никакой. Представитель «Таманьнефтегаза» на прошедших слушаниях называл цифру 7 миллионов рублей, якобы потраченную на помощь городу, говорил, что отдал в край 90 миллионов налогов. Так это или нет, не знаю. Если посчитать, во что обойдется району ремонт дороги, разбитой машинами «Таманьнефтегаза», то в 7 миллионов рублей не уложишься.  А тут еще заявляют, что создают в Москве некий фонд, который будет заниматься благотворительностью в нашем районе. Выходит, что нашу местную исполнительную власть, наш депутатский корпус господин Меткин не считают дееспособными и не доверяют нам. Нам не нужны широкие жесты и разовые подачки с барского плеча. Должно быть заключено соглашение с городом об экономическом сотрудничестве, согласно которому  будут поступать средства от инвестора в фонд города, а уж как их потратить, здесь на месте виднее. Пренебрежение крупного капитала к простым людям заметно во всем. Общественные слушания по размещению объектов «Таманьнефтегаза» на территории района первоначально планировалось провести в Краснодаре. Это ли не цинизм по отношению к местным жителям! Мы добились того, чтобы они проходили в нашем районе. Проходили они формально, задолго до начала пригнали рабочих предприятия и по телефону давали им команду сидеть до последнего, мол вы сидите в рабочее время, я сам это слышал. Зачем прибегать к уловкам? Отношения инвестора с местным сообществом должны быть взаимовыгодными, открытыми. Считаю, что на федеральном уровне необходимо принять закон, который обязывал бы инвесторов делать отчисления в местные бюджеты и проводить независимую экологическую экспертизу строящихся объектов. В противном случае местные поселения останутся в положении заложников наступающей технократии.

Игорь Голубенков, сопредседатель общественной организации «За спасение Тамани»:
— В октябре прошлого года, во время крушения судов в Таманском заливе, в поселке не было электричества. Немного позже я узнал из выпуска новостей на федеральном канале о случившемся, о том, что пострадавшие моряки находятся в нашей больнице. Я поехал в больницу, чтобы по свежим следам из первых рук получить информацию о случившемся. Впечатления от этой встречи остались удручающие. Люди были в состоянии перенесенного шока, вылавливали их в мазуте. Капитан одного из 3 затонувших сухогрузов, перевозивших гранулированную серу, был со мной откровенен. Я спросил, правдива ли информация о том, что сера герметично закрыта и опасности попадания ее в море нет? Он ответил, что сера была навалена в трюм обычным способом и при катастрофе судно получило пробоину, через которую она вся довольно быстро вымоется и попадет в море. В какие соединения она вступит, как отразится это на экологии Азовского моря, никто ведь пока не интересовался. Но сера – это полбеды. Гораздо страшнее мазут. Я видел снимки из космоса после катастрофы, 70 — 80% мазута попало на косу Чушка. Последствия этой катастрофы мы ощутим к середине марта, когда температура воды поднимется до плюс 16 градусов.

Александра Афанасьева, директор археологического музея ст. Тамань:
Тамань — загадочный край, овеянный легендами седой старины, история которого глубокими корнями уходит к третьему тысячелетию до н. э. Более двух с половиной тысячелетий здесь непрерывно присутствует цивилизация и государственность. Не много мест в России, которые могли бы гордиться и такой историей, и такими уникальными памятниками, во множестве украшающими Таманскую землю, в которых отразились судьбы разных времен и народов: киммерийцев, синдов, греков, сарматов, хазар, касоги, алан, печенегов, половцев, татар, болгар, турок, русичей, запорожских казаков.
Мощные пласты античной греческой цивилизации, византийской культуры, раннего средневековья, христианства, возникшего здесь еще в 4-5 вв., древнерусского Тмутараканского княжества сохранились до наших дней в памятниках, легендах, письменных источниках.
В Темрюкском районе на государственной охране состоит более 700 памятников археологии и 155 историко-культурых земель. 10 наиболее уникальных памятников поставлены на учет как общероссийское национальное достояние и являются памятниками федерального значения.
Одним из уникальнейших является городище Гермонасса-Тмутаракань, расположенное в станице Тамань. Постановлением Совета Министров РСФСР этот памятник объявлен заповедником и на его базе создается музей-заповедник под открытым небом. 
Из этих мест пошло православие еще задолго до официального крещения Киевской Руси. Таманский полуостров — единственное место в нашей стране, где христианство пустило свои корни со времен первых апостолов. В 40-е годы по азиатским берегам Боспора Киммерийского (Керченского пролива) прошел апостол Андрей Первозванный, неся людям знания о Христе. В Тамани построена Фанагорийская крепость по приказу великого русского полководца А. В. Суворова, признанная современными учеными одним из совершеннейших фортификационных сооружений того времени, где долгие годы служили и казаки.

Тамань славится и прочными литературными традициями. Многие поэты, писатели, однажды посетив Тамань, затем в своем творчестве обращались к образам, настроениям, пережитым здесь.
Начиная с великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, судьба которого оказалась прочно связанной с этим неповторимым уголком России, и который он воспел в удивительно поэтичной повести ‘Тамань’, вошедшей в сокровищницу русской словесности истинной ‘жемчужиной’, — и до нашего современника кубанского писателя Виктора Лихоносова, влюбленного в Тамань Лермонтовскую и написавшего элегическую повесть ‘Осень в Тамани’, — эта земля волнует и притягивает к себе сердца и умы поэтов и писателей России.

Представители науки дают удивительные характеристики этому благословенному уголку России. Чистый воздух, настоянный на запахах цветущих степных трав и моря, незамутненные воды Таманского залива, неповторимый ландшафт с вулканическими сопками, сухим озером, соленые озера с поваренной солью и целебными травами, выходы реликтовых песков, напоминающие лунный пейзаж, богатые сады и виноградники с ценными сортами винограда, дающими прекрасные вина, которые выдерживают конкуренцию с лучшими мировыми стандартами на международных дегустациях.
Все это дает основание рассматривать Тамань, как жемчужину российской истории, которую необходимо сохранить в ее первозданном, неповторимом, исторически сложившемся облике. За сезон наш музей посещает 120 000 туристов. Однако какой-либо существенной поддержки, тем более программы сохранения культурного наследия Таманского полуострова до сих пор в крае нет. Многочисленные  инвесторы, устремившиеся  со своими объектами на наш полуостров, плохо представляют себе не только его историю, но и геологию. В незапамятные времена, когда река Кубань впадала в Азовское море, Таманский полуостров представлял из себя систему подвижных островов вулканического происхождения. Вулканическая деятельность на полуострове достаточно активна и сегодня. Греки не случайно называли эти места царством мертвых «Аидом». Нетрудно представить, какие новые техногенные катастрофы может спровоцировать активная хозяйственная деятельность на морском  шельфе.

Историко-культурный потенциал Тамани, курортные возможности – это главное ее богатство, не сопоставимое с сиюминутной выгодой иностранного и отечественного бизнеса. В настоящее время на карту поставлено будущее полуострова и его жителей. И я искренне надеюсь, что при решении вопроса, быть Тамани жемчужиной России или превратиться в индустриальную свалку, возобладает здравый смысл и государственный подход.

Материалы полосы подготовлены пресс-службой ККО «Голос Кубани».

* не «пиндитный» разговорно-просторечное выражение означает – непритязательный (авт.).

Оставьте комментарий