Т
Пятница, 13 апреля 2007, 2:09

 

Живая и мертвая вода Кубани

 

При слове Кубань кто-то вспоминает полноводные реки — ; широкие и спокойные степные или говорливые горные, кому-то на память приходят черноморские пляжи, рыбалка на Азовском море или укромные плавни. Но водные ресурсы Краснодарского края, которыми он заслуженно гордится, не первое десятилетие находятся перед лицом многочисленных угроз: от загрязнения до браконьерства. Об вызовах, с которым сталкивается отрасль, и о задачах, которые предстоит решить Департаменту биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края,- рассказал его руководитель Константин Ларионов.

Константин Вячеславович, многие говорят, что россиян от курортов Черноморского побережья Краснодарского края отпугивает царящая там антисанитария. Как Вы считаете, действующая система ливневок и септиков в приморских городах действительно недостаточно эффективна и требует срочной модернизации?

— Проблема ливневой канализации актуальна для всей Кубани, она у нас не оборудована системами очистки. Но для прибрежных городов эта проблема приобретает еще большие масштабы. Пробные варианты очистки ливневых вод уже испытываются в Геленджике, но пока Цемесская бухта действительно задыхается от сбросов. В Новороссийске разработан план природоохранных мероприятий, в который, в частности, включены реконструкция ливневок и очистка сточных вод. Мэр города Владимир Синяговский выказывает большую заинтересованность в этом вопросе. При содействии департамента биоресурсов экологии и рыбохозяйственной деятельности разрабатывается проектная документация для создания подземных полей фильтрации в районе Новороссийска. До конца года проектирование буде закончено, должно начаться строительство. Также, по заданию администрации города Сочи, в рамках подготовки города к возможному проведению Олимпиады-2014, департамент проводит обследование глубоководных выпусков в сочинском районе, по итогам которого будут составлены подробные рекомендации.

Надо исходить из того, что Черное море закрыто для водообмена и пополняется только за счет рек. Оно способно самовосстанавливаться, но мы уже близко к той черте, за которой может начаться вымирание, в первую очередь это угрожает аквабионту (мидии, рапаны и т.д.). Тем не менее, я не склонен драматизировать ситуацию, есть положительный примеры — ; Сочи, Геленджик, Новороссийск, есть заинтересованность глав других муниципальных образований и позиция губернатора. Так что правильнее говорить о четком понимании ситуации и контроле над ней.

Кубань считается одним из самых инвестиционно привлекательных регионов России. А какие инвестиционные проекты реализуются в экологическом секторе?

— Помимо очистных сооружений в Новороссийске и подготовительных работ в Сочи, есть проект пилотной установки плазмохимического уничтожения пестицидов и проект очистки воды от сероводорода методом поверхностноактивных материалов, разрабатываемый для Щербиновского района. В Щербиновском районе серьезные проблемы с качественной питьевой водой. Ее подают по Ейскому групповому водопроводу, поэтому ее цена уже превысила 20 рублей за кубометр. Для территории, где большая часть жителей имеет личные подсобные хозяйства, это слишком дорого. В то же время, своя вода есть, но в ней повышено содержание сероводорода. Департамент разработал проектную документацию для системы водоподготовки и очистки от сероводорода. Строительство системы должно начаться в этом году.

Есть и еще один проект, заслуживающий отдельного внимания. В настоящее время проходит государственную экспертизу установка плазмохимического уничтожения пестицидов. Ее разработкой и созданием так же занимается наш департамент. В крае скопилось свыше 2500 тысяч тонн просроченных и запрещенных к применению пестицидов, которые потенциально могут стать причиной серьезной экологической проблемы. В стадии принятия находится краевая целевая программа по уничтожению пестицидов, хотя часть затрат понесут предприятия-собственники. Бюджетные деньги будут применяться там, где собственника установить не удастся или если собственник неплатежеспособен — ; банкрот.

Несмотря на то, что установка обойдется бюджету 30 млн. рублей, этот проект принесет прибыль. Остатки вредных пестицидов есть практически в каждом регионе. От многих мы уже получили заявки на приобретение установки. Дело в том, что пестициды на уничтожение принимают только два завода в России. Расходы на тару и транспортировку, если отправлять туда, выйдут гораздо более высокими, в сравнении с использованием нашей разработки на месте.

Константин Вячеславович, общеизвестно, что, помимо загрязнения, серьезный ущерб водным ресурсам Кубани наносит и браконьерство. Какое количество рыбы ежегодно теряет Краснодарский край по вине занимающихся незаконным ловом?

— В 2005 совместными усилиями контролирующих органов края изъято 115 тонн рыбы и рыбной продукции, в 2006 — ; 92 тонны. Динамика снижения есть, но цифры сопоставимые.

Как можно сократить влияние браконьерства и незаконной добычи на запасы промысловой рыбы в водоемах?

— При краевом Департаменте биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности создан оперативный штаб по борьбе с браконьерством, в его работе участвуют представители милиции, прокуратуры, ФСБ и пограничных подразделений, россельхознадзора. Также департамент активно взаимодействует с судебной системой, добиваясь, в рамках правового поля, более строгого наказания для браконьеров.

Но браконьерство всегда было, есть и будет. Наверное, еще много поколений должно смениться в России, пока оно окончательно исчезнет, в чем я лично сомневаюсь. Местные жители, которые живут на этих территориях, привыкли охотиться, привыкли ловить рыбу и запретить им это просто не возможно. Можно назвать их браконьерами, можно по-другому. Очевидны недостатки законодательства, надо более детально проработать подход и перевести браконьеров в разряд легальных рыбаков. Пусть они организуют кооперативы, встают на учет в налоговых органах, показывают уловы. Можно на каждом углу поставить миллионера, но все равно проблему на сто процентов решить не удастся.

У нас единственный выход — ; создать экономические рычаги. Это самый главный и самый эффективный метод в работе. Сейчас мы в этом направлении очень плотно работаем с Законодательным Собранием края. Одновременно надо усиливать наказание за браконьерство. Например, штраф за незаконный вылов осетра любого размера должен возрасти с нынешних 8,3 тыс. рублей до 41 тыс. рублей, за вылов судака — ; с 250 рублей до 894 рублей, за вылов тарани — ; с 25 рублей до 216 рублей. Это наша инициатива, и сейчас она проходит согласование и утверждение на федеральном уровне.

Решена ли проблема спекуляции на квотах, когда левые фирмы получали лицензии на добычу рыбы, а потом их перепродавали?

— Такой проблемы никогда не было. Суть вот в чем: квоты распределялись на пять лет. Часть их доставалась предприятиям-банкротам и тем, кто балансировал на гране этой черты. Они передавали доверенность по их выработке другим предприятиям. Подобную практику нельзя назвать нормальной. Губернатор Кубани Александр Ткачев уже обратился по этому вопросу к министру сельского хозяйства и в агентство рыбного хозяйства. Я думаю, механизм распределения квот буде пересмотрен. При необходимости вопрос с предприятиями-банкротами будем решать в судебном порядке. Хочу отметить, что в этот год все квоты и приказы получены своевременно, и промысел мы начали без каких-либо задержек.

Но даже после приручения браконьеров и урегулирования вопросов квот останется еще одна проблема — ; может оказаться нечего ловить. Естественный водообмен в лиманах был нарушен после создания Краснодарского водохранилища и системы рисовых чеков. Вдобавок, в них стали попадать удобрения с чеков, увеличивающие рост водной растительности. В некоторых лиманах ее количество кратно превышает допустимую на гектар норму, из-за чего утрачиваются нерестилища таких рыб, как судак, тарань и другие. Что планируется сделать, чтобы остановить этот негативный процесс и, по возможности, исправить ситуацию?

— Вы правы, такая проблема на самом деле существует. Максимальный улов судака на Кубани составлял 55 тысяч тон, а тарани 21 тысячу тонн. Последние годы судака ловят менее полутора тысяч тонн, а тарани только 0,3 тысячи тонн. Ситуация катастрофическая, но все наши усилия направлены на то, чтобы ее изменить. В связи с практически полной приостановкой мелиоративных работ современное состояние лиманов можно охарактеризовать как критическое. Проведенные в 2006 году исследования состояния водоемов лиманно-плавневой зоны выявили их высокую зарастаемость погруженной мягкой водной растительностью, что приводит к обильному цветению воды в летний период и к заморным явлениями.

Чтобы с этим бороться, необходимо менять расстановку сил . В частности, на процесс можно воздействовать с помощью растительноядных рыб. На биологическую мелиорацию в бюджете Краснодарского края заложено на 2007 год 5,5 млн. рублей. На эти деньги в нерестово-выростных хозяйствах будет заказан малек толстолобика и белого амура.

Сегодня без помощи человека природному ресурсу не выжить и не вытянуть. Те, кто строил эти сооружения, прекрасно отдавали отчет в этом, поэтому и были созданы нерестно-вырастные хозяйства, осетровые разводные заводы. В рамках другой краевой целевой программы заложено 400 млн. рублей на поддержку и развитие осетрово-разводных заводов и нерестно-вырастных хозяйств, а также на прочистку гирл, межлиманных соединений, каналов и выкос жестокой растительности.

Какие перспективы у прудового разведения рыбы? Может ли оно как-то улучшить общую ситуацию в отрасли?

— Фермерские хозяйства региона арендуют в общей сложности около 30 тыс. гектаров водной глади, за год произвели всего 1 тыс. тонн рыбы. У нас сегодня достаточно много дыр в законодательстве, позволяющих брать пруды для ведения прудового хозяйства, а на самом деле просто организовывать любительский лов, зарабатывая с продажи путевок. Рыба эта не учитывается, с нее не платятся налоги. Такое положение недопустимо. Департамент разработал и представил в Законодательное собрание Краснодарского края законопроект Об аквакультуре на территории Краснодарского края . В предложенном проекте впервые в России законодательно будут определены сами понятия товарного рыбоводства, марикультуры и аквакультуры в целом. Арендаторов водоемов обяжут производить в год не менее 5 центнеров рыбы с гектара. Конечно, организация любительского лова — ; услуга востребованная, и ее тоже надо развивать, но делать это по определенным правилам.

Прудовое хозяйство — ; это очень перспективная отрасль, за ним будущее. Дикая рыба во всем мире достаточно дорогая, и основная часть рыбы, которая продается в магазинах, поставляется к столу в ресторанах — ; прудового происхождения или искусственно выращенная. Нам предстоит колоссальная работа, чтобы поднять прудовое хозяйство на мировой уровень производства товарной рыбы, но перспективы самые оптимистичные. Решением Правительства РФ предприятия аквакультуры включены в нацпроект Развитие АПК по направлению ускоренное развитие животноводства . Что позволит уже в текущем году получить долгосрочные кредиты, проценты по которым субсидируются за счет средств федерального и краевого бюджетов.

В последнее время много говорится о тяжелой ситуации на Азове. Как Вы считаете, смогут ли осетровые заводы компенсировать добычу, которую давало Азовское море?

— Если говорить о переходе на промышленное получение осетровых и отказе от развития их стада в Азовском море, то такая задача не ставится. Работа осетровых заводов нужна и важна, и ресурс этот должен быть. Осетровые фермы в условиях мягкого климата Краснодарского края и обеспеченности водным ресурсом — ; предприятия с потенциально высокой рентабельностью. Но нельзя допустить, как в большей части стран Восточной Европы, полное исчезновение вида в естественной среде обитания. Азовское море имеет уникальную кормовую базу. Согласно исследованиям оно может принять 50 млн. штук молоди в год. Даже в лучшие времена больше 30 млн. не выпускалось. За десять лет в Азове возможно сформировать промысловое стадо и получать десять тысяч тонн это ценной рыбы в год. В искусственных условиях на килограмм осетра тратится значительное количество корма, добавок, а здесь сама природа создала эту кормовую базу, которые преступно не использовать.

Осетровые заводы в крае рассчитаны на производство 14,5 млн. штук молоди в год. В 2006 году в Азов выпустили 5,2 млн. малька сеголетка осетровых — ; вдвое больше показателей 2005 года. Заводы загружены на 40% мощности, но мы надеемся, что при помощи краевых целевых программ, поддержки в рамках нацпроекта и привлечения частных инвестиций удастся не только дать максимальную загрузку заводам, но и значительно увеличить их мощности.

Росту многих отраслей экономики до сих пор мешает балласт неэффективного управления. А сколько предприятий-банкротов насчитывается в рыбохозяйственном комплексе края?

— В рыбохозяйственном комплексе края около 200 хозяйствующих субъектов, 17 предприятий находятся в различных стадиях банкротства. Из них 6 предприятий в рыболовстве, 8 — ; рыбоводства, 3 — ; переработки. Причина, в первую очередь, в неумелом менеджменте. В целом ситуация в отрасли требует применения новых экономических рычагов.

Какие инвестиции ждут отрасль?

— Департамент сопровождает ряд стратегических проектов в области рыбохозяйственного комплекса. Среди них, например, создание на Черноморском побережье сети ферм по выращиванию мидий, одна из которых уже успешно работает в Туапсинском районе. Есть проект предприятия по выращиванию гигантских пресноводных тропических креветок, экспериментальный цех действует в Славянском районе. Кроме того, существует проект предприятия по комплексной переработке рыбных отходов, с целью получения разнообразных продуктов пищевого, кормового, медицинского и технического применения. Бизнес-планы по этому проекту утверждены департаментом экономического развития.

Также уже ведется процедура согласования отвода земельного участка под строительство рыбоперерабатывающего комбината европейского уровня, ассортимент которого будут составлять свыше 250 видов продукции. Для обеспечения производства инвесторы заинтересованы в развитии прудового хозяйства края. Это, пожалуй, наиболее крупные инвестиционные проекты, есть и другие. Общая сумма инвестиций для реализации проектов превысит 2,5 млрд. рублей.

Сейчас остро обсуждается разработка нефтяных и газовых месторождений в акватории Черного и Азовского моря. Экологи высказывают опасения, что эти работы поставят под угрозу фауну водоемов. Насколько оправдано такое мнение?

— Понятно, добыча нефти и газа большой радости окружающей среде не приносит, и воздействие оказывается, в определенной степени, негативное — ; и на рыбу, и на водные ресурсы, и в целом на окружающую среду. Нефть — ; опаснее вещество, но есть понятие экономической необходимости. Сегодня во всем мире существует острая потребность в нефти и газе, это те энергоносители, без которых не обойтись, пока нет альтернативных источников. С перспективой развития энергетической отрасли, целями и задачами, которые ставятся и государством, и президентом, и губернатором Кубани, разрабатывать месторождения и добывать углеводороды необходимо.

Но вот на чем хотелось бы заострить внимание: компания Приазовнефть разработала программу Экологическое оздоровление Азовского моря . В рамках этой программы проводятся мероприятия по модернизации Темрюкского осетрового завода для увеличения производства на 1 млн. штук молоди в год. Дополнительно на эти цели в 2006 году было выделено 5 млн. рублей в год. В целом в рамках программы инвестиции в Темрюкский осетровый завод составят 28 млн. рублей, что даст возможность предпринять реальные шаги для развития отрасли. В западных странах, в частности — ; в Канаде, целевая помощь, подобная той, что оказывает Приазовнефть , является для компаний обязательной и закреплена законодательно. В плавневой зоне разрабатывают месторождения еще две компании — ; Краснодарнефтегаз и Кубаньгазпром . Мы провели совещание с их представителями, на котором представили программу целевой поддержки. Пока вопрос участия этих компаний в целевой поддержке остается открытым.

автор Максим Сеструхин.